Назад

EPICENTER: недетские игры

18:50, 15 октября 2018
  • 4
  •  
  •  

В Москве соревнуются киберспортсмены: 1 сентября стартовал этап большого турнира «Эпицентр», который завершится 27-28 октября масштабным мероприятием на Арене ЦСКА. О том, как командные компьютерные игры из увлечения для «ботаников» превратились в многомиллионную индустрию и стали полноценным видом спорта, рассказал Никита Бокарёв – руководитель медианаправления холдинга ESForce, а также один из тех, кто стоял у российских истоков этого движения, чрезвычайно успешного во всем мире.

– Вы были свидетелем того, как киберспорт появился в России. Как это было?

Киберспорт появился и состоялся благодаря энтузиастам. Тем, кто стоял у истоков и годами вкладывал свои время, энергию и усилия в его развитие, несмотря на то что вокруг никто не собирался относиться к этому серьезно. Многие из этих людей занимаются развитием игровых соревнований всю сознательную жизнь. Я, например, с 2000 года – уже как функционер, а не как игрок. Дмитрий Смит – глава Федерации киберспорта – занимается этим с 1996-1997 гг. Антон Черепенников – владелец холдинга ESforce, бывший профессиональный игрок в Counter Strike, а сейчас возродил команду Virtus Pro и сделал из нее абсолютно бриллиантовый коллектив, который достойно представляет Россию на международных соревнованиях. Получилось, что люди, которые верили в этот спорт изначально, продолжают им заниматься и сегодня.

«Мы заложили традицию общения между игроками»

Далее сыграла заметная разница в платежеспособности населения СНГ и более богатых стран. Нам приходилось играть на слабых компьютерах, и фишкой было максимальное занижение всех настроек графики – в том же Quake полностью сглаживались все текстуры. Этого никогда не могли понять игроки из Европы или Америки. Сейчас, конечно, об этом можно вспоминать как о забавной исторической детали.

Еще одной особенностью я бы назвал позднее развитие интернета в масштабах страны. Если в Западной Европе и США уже в начале 2000-х люди массово играли по сети, то у нас проблемой было просто купить компьютер в личное пользование. Вся активность происходила в компьютерных клубах, где были локальные сети, но не было интернета. И киберспорт зарождался как offline-соревнование. В результате мы заложили определенную традицию общения между игроками. Когда твою команду и команду противника разделяет буквально пара метров, ты не позволяешь себе многих неуважительных вещей, которые возможны в интернете. Возможно, сегодня это не так заметно, но хочу подчеркнуть, что традиции, в которых основан киберспорт СНГ, по нынешним временам строгие.

«Киберспорт стал новым направлением развития бизнеса»

– Меняется ли отношение людей к киберспорту, скажем, у чиновников или бизнеса?

– Отношение поменялось радикально, и главное изменение связано с тем, что после долгих лет и многих попыток в июне 2016 года нас признали официальным видом спорта на государственном уровне. Нужно понимать, что, в отличие от других видов спорта, мы не требуем дотаций от государства на свое развитие. Но статус внутри страны для нас имеет огромное значение. С ним связано изменение в коммуникациях и с чиновниками, и со спортивными функционерами.

Для них, кстати, киберспорт стал новым направлением развития бизнеса. Обратите внимание, многие крупные футбольные клубы берут к себе киберспортсменов, причем не только в профильной игре FIFA, но и в других дисциплинах. Например, парижский клуб PSG недавно взял китайскую команду LGD по Dota 2.

Что касается рекламодателей – случился гигантский рывок. Все происходило прямо на моих глазах: мы начинали с розыгрыша на чемпионатах компьютерной мышки, которую сами покупали, потом какой-нибудь небольшой интернет-магазин нам эту мышь уже предоставлял… Сперва к нам приходили только компании, которые торговали компьютерным железом. Мы, в свою очередь, прокачивали собственные маркетинговые возможности. И постепенно довели киберспорт до того, что им начали интересоваться крупные концерны, продающие товары повседневного спроса (FMCG). Например, недавно игрок Рамзес из команды Virtus Pro стал лицом рекламной кампании Head&Sholders. С маленькой «мышки» мы добрались до рекламодателей уровня Visa и Mastercard, Mercedes и Audi, которые работают с традиционными видами спорта десятилетиями. Нам - я имею в виду всех энтузиастов e-sport по всему миру – понадобилось меньше 20 лет, чтобы войти в этот клуб.

«Мы хотим, чтобы "Эпицентр" стал семейным мероприятием»

– Какую роль выполняют крупные турниры ранга «Эпицентра»? Это действительно соревнование или больше показательное выступление, шоу?

Самая главная часть экосистемы киберспорта – это турнир. Если вы играете в тот же Counter Strike и примете участие в рейтинговом матче настоящего турнира – не важно, какого ранга, – у вас будет спортивная мотивация, и вы почувствуете совсем другие эмоции. Именно за состязания людей привлекает эта тема. Спорт – основа всего. Достаточно взглянуть на систему проведения: посмотрите, какое огромное количество матчей играется на крупных соревнованиях. Насколько точно выявляются команды, которые выходят из группового этапа. Сколько карт играется в каждом матче плейю-офф.

Но, конечно, никто этим не ограничивается. Все организаторы киберспортивных турниров успешно добавляют в эту структуру элементы шоу – «Эпицентр» в этом смысле не является исключением. Это может быть приглашенный оркестр, дорогостоящие инсталляции, какой-то экшн прямо на сцене, специально снятый крутой видеоролик, световое шоу… При этом, продумывая всю программу, любой организатор в первую очередь заботится о комфорте участников. Сегодня ни на одном профессиональном турнире никто не будет светить игроку прожектором в глаза или устраивать громкое шоу во время матча.

Яркое и продуманное оформление – это еще и способ донести киберспорт до людей , которые сами не играют и не понимают, что происходит в игре, масштаб этого явления и его возможности. Безусловно, шоу делает это лучше, чем соревнование: люди видят уровень организации, ощутимую целевую аудиторию, насколько крутое оформление, и понимают, что да, это признанная тема. Мы вообще хотим, чтобы «Эпицентр» и подобные события были семейным мероприятием. Чтобы приходила вся семья и всем было комфортно. И знаете, я каждый раз хожу по залу и понимаю, что с каждым турниром нам это удается все больше.

Гонщики виртуальные и настоящие

В рамках EPICENTER, который пройдет в конце октября 2018 года, игроки в CS:GO также сразятся в виртуальных гонках в мини-турнире G-Drive Challenge. Киберспортсменам будет предложено улучшить время, которое показал Роман Русинов – действующий пилот команды G-Drive Racing, чемпион серии ELMS и чемпион мира по автогонкам на выносливость в классе прототипов. Знаменитый российский гонщик специально для турнира EPICENTER записал свое прохождение трассы в автоспортивном симуляторе, сделав его ориентиром для киберспортсменов. Игрок, который сможет побить время профессионального пилота и других соперников, получит Кубок G-Drive и ценный приз от организаторов турнира.

Как это было в прошлом году

Видео предоставлено каналом Epicenter gg.

Вообще сейчас происходит повсеместная демаргинализация киберспорта. Ведь раньше киберспортсмен – это была еще худшая версия геймера. Вспомните, как воспринимали геймера в начале 2000-х: явно человек, не нашедший себя в нормальной жизни, у него нет ничего, кроме игр, он вообще ни на что не способен. А киберспортсмен – он еще хуже, все время в одну игру играет, а не в несколько. За 18 лет произошел тотальный пересмотр имиджа киберспортсмена. Многие уже понимают: это серьезная работа, которая позволяет зарабатывать человеку хорошие деньги, путешествовать по миру и знакомиться с кучей людей, она учит человека работать в коллективе, и в целом киберспортсмен делает вещи не сильно проще, чем кто-то, занятый «реальным делом», а часто и сложнее.

– На каком уровне в мировой киберспортивной экосистеме сегодня находится «Эпицентр»?

– Думаю, мы можем с гордостью сказать, что «Эпицентр» входит в список главных мероприятий планеты. Совсем недавно мы проводили «Эпицентр» по Dota 2, который носил статус major (выше только статус international), и это несомненно признание нас как организаторов.

НИКИТА БОКАРЁВ, CYBERSPORT.COM

 

Владимир Боровой
Hi-tech-обозреватель
Авторизируйтесь на сайте, чтобы иметь возможность оставлять комментарии