Назад

Гонщик или космонавт. Кто сильнее?

13:03, 13 июня 2018
  •  
  •  
  •  

Есть мнение, что космонавты — самые выносливые люди. Но оказывается, пилоты, которые не отрываются от земли, испытывают своё здоровье на прочность почти так же. Мы узнали, через что проходят пилоты болида и космонавты, чтобы быть на высоте

Физическая подготовка и выносливость

Как у космонавтов

Чтобы полететь на орбиту, нужно обладать исключительно крепким здоровьем. Прежде всего, речь идет о хорошей физической форме. Многие «космические» нормативы частично сопоставимы с нормативами ГТО для возрастной группы от 18 до 29 лет: пробежать 1 км за 3 минуты 35 секунд, подтянуться на перекладине не менее 14 раз или развернуться на 360 градусов во время прыжков на батуте. Кажется, что все не так сложно. Но это только начало.

Рассказывает Дарья, участница одного из профессиональных отборов в космонавты:

«Основная подготовка начинается после общения с психологами и прохождения медкомиссии. У меня ушло около года, чтобы привести себя в должную форму. Основное время я уделяла бегу на длинные дистанции — работала на выносливость. Также помогли постоянные занятия в бассейне, проплывала по 3 км. В зале работала с небольшими весами, делала отжимания порядка 45 раз за занятие. Кроме показателей здоровья, вес должен быть от 50 до 90 кг, рост — от 150 до 190 см, возраст — до 35 лет».

Как у гонщиков

Быть гонщиком — значит не просто хорошо управлять автомобилем, но и управлять им не в самых комфортных условиях. Пилот должен обладать высокой аэробной выносливостью, то есть работать на максимальных мощностях в течение длительного времени, не испытывая утомления. Для этого необходима хорошая кардиоподготовка.

Нагрузка

Как у космонавтов

Отдельное внимание уделяется состоянию вестибулярного аппарата, ведь перегрузки космонавта во время старта ракеты и спуска носителя составляют от 4 до 7 g (то есть на него давит сила, которая, в зависимости от массы тела, составляет от 320 до 560 кг). Представьте, что на вас упала взрослая лошадь или грузовой лифт обычного жилого дома. Согласитесь, не самые приятные ощущения. В течение 530 секунд идет взлет. На спуске перегрузки длятся 2−5 минут. Пульс пассажиров корабля в этот момент составляет от 90 до 150 ударов в минуту.

Претенденты на полет в космос занимаются в специальных центрифугах, которые тренируют устойчивость к перегрузкам. Ощущения там такие, как будто тебя вдавливает в кресло, при этом нагрузка идет на все тело, шея буквально уходит в пятки. У космонавтов особенно страдают грудь и спина, нарушается кровообращение. У кого темнеет в глазах, кто-то испытывает дрожь по телу.

Как у гонщиков

Чтобы противостоять нагрузкам, которые достигают 4g (да-да, столько же, как в космосе), спортсменам необходимо обладать отличным мышечным тонусом. Поэтому, помимо бега и езды на велосипеде, пилоты активно работают с «железом». Тренировки перед такими серьезными стартами могут длится до 5 часов в день.

Условия

Как в космосе

Скафандры космонавтов довольно комфортные благодаря особому чемоданчику, который приходится нести в руках. Именно он отвечает за вентиляцию. Если его отключить, то буквально через минуту в скафандре будет очень жарко. Выручает нательное белье, которое впитывает влагу, выделяемую телом.

Как на трассе

Все гонщики терпят дискомфорт, связанный с размещением в самом автомобиле. Сделать сидение идеальным для каждого пилота невозможно из-за разницы в антропометрических данных гонщиков (рост, вес, длина ног, рук). Даже несмотря на специальную подкладку под сидение, созданную для каждого пилота лично, во время соревнований спортсмены испытывают дополнительное давление на мышцы. Также пилот борется с обезвоживанием организма из-за высокой температуры внутри болида. Во время 24-часовой гонки в Ле-Мане участники выпивают до 8 литров жидкости.

Психологический настрой

Для полёта на орбиту

Не каждому под силу провести несколько месяцев в замкнутом пространстве, да еще и в невесомости. Космонавтов закрывают в специальных звукоизолирующих камерах на двое суток. Там они выполняют различные задачи без возможности отдохнуть или поспать. В конце испытаний космонавты сдают своеобразный тест на внимательность: им нужно распределить в таблицы цифры разного значения и цвета.

Врачи стараются исключить все возможные риски при отборе, чтобы избежать внештатных ситуаций. Каждые три человека в экипаж выбираются по совместимости. Если даже у хорошо подготовленного претендента есть риск не сработаться с коллегами, он получит отказ комиссии.

Дарья: «Когда в космос летали первые летчики, то, естественно, они проходили особую психологическую подготовку, потому что никто толком не знал, что может ждать людей на орбите. Сегодня ситуация стала максимально прозрачной. Есть свод определенных инструкций, с которыми работает космонавт. Но психологи с ним не работают, а просто проверяют его подготовку».

Для победы в гонках

Отдельное внимание автогонщики уделяют психологии, но это чаще происходит на этапе профессионального становления. Для этого необходимо отработать стратегию мышления, чтобы во время гонки полностью убрать все посторонние мысли. В противном случае снизится концентрация, что может привести к ошибке ценою в жизнь. Поэтому многие автогонщики прибегают к услугам индивидуальных психологов. Также специалисты помогают не задумываться о возможном проигрыше или неудаче, не акцентировать внимание на результатах соперников.

Так кто сильнее: космонавт или пилот болида? И в космосе, и на трассе требуется огромная выносливость. Но порой, как ни странно, гонщику приходится труднее. Потому что менее совершенные костюмы, высокие температуры в кабине автомобиля, а также необходимость держать постоянную концентрацию — залог не только его безопасности, но в том числе других спортсменов и даже зрителей.

На земле и среди звезд нет места человеческой слабости. Каждый выбирает сам, на что он готов, чтобы стать победителем и совершить невозможное. Ради новых открытий или своей команды. В оглушительной тишине или под рев трибун.

 

Авторизируйтесь на сайте, чтобы иметь возможность оставлять комментарии