Назад

Игры — дело серьезное

15:30, 05 декабря 2018
  •  
  •  
  •  

Момент, когда сборная России по Counter-Strike получает в Кремле звание заслуженных мастеров спорта и жмет руку президента, становится все ближе.

Два года назад Министерство спорта РФ признало компьютерные игры серьезным (как футбол и хоккей) видом спорта. Россия была первой страной в мире, где еще в 2001 году киберспорт получил официальный статус. В 2006-м он его потерял, потому что на тот момент так и не стал массовым увлечением. Сегодня ситуация кардинально изменилась: киберспорт пришел в школы и вузы, его спонсируют олигархи, проводятся национальные чемпионаты. А компьютерный игрок может «без отрыва от монитора» получить и высшее образование, и звание мастера спорта.

Все признаки спорта

Компьютерные игры развивают человека так же, как шашки и шахматы. Об этом писал еще главный спортивный теоретик Советского Союза Лев Матвеев, разделивший все виды спорта на шесть групп. К первой он отнес виды, для которых нужны максимальные физические усилия. Во второй — управление средствами передвижения. Третья — это стрельба из различных видов оружия. Четвертая — конструкторская деятельность (авиа-, судомоделирование и др.). Пятая — передвижение по местности (туризм, альпинизм). И шестая — логические игры. К последней и относится сегодня киберспорт, ставший уже самостоятельным социальным явлением, у которого есть и своя система соревнований, и система подготовки к ним. То есть налицо все признаки большого спорта.

Другой вопрос: какие компьютерные игры можно считать спортом? Ведь большая их часть не отвечает формальным требованиям. Собственно, к киберспорту относят игры, у которых есть специальные механика и правила, по которым можно проводить соревнования, чей результат зависит от умений самого спортсмена или его команды. Таких игр во всем мире не наберется пока и десятка.

Четыре дисциплины и танцплощадка

В России киберспортом считаются всего четыре дисциплины — это боевая арена, соревновательные головоломки, технические симуляторы и стратегии в реальном времени. К последним относится всего одна игра — StarCraft II. К категории «Боевая арена» — Dota-2, League of Legends и Heroes of the Storm. К соревновательным головоломкам — карточная игра Hearthstone и дуэльный тетрис. В списке симуляторов все авиа- и автосимуляторы, например такой, как тот, что был на турнире «Эпицентр» в зоне G-Drive

Сейчас в нашей стране набирает популярность еще один вид киберспорта — танцевальный. Это Just Dance, по которому в этом году уже состоялся чемпионат мира в Париже. А у нас запущен проект «Всероссийские состязания по киберспортивному симулятору Just Dance среди школ РФ».

Интерактивно «заслуженный»

Российский футбольный союз признал официальным видом спорта интерактивный футбол — разряды и звания в футболе можно получать, играя в FIFA 2018. В мае этого года уже состоялся гранд-финал первого Кубка России по интерактивному футболу, его победитель Михаил «Torres» Запорожец получил приз в 500 тыс. руб. и право представлять страну в плей-офф EA SPORTS™ FIFA 18 Global Series.

К слову, разряды в киберспорте официально утверждены Министерством спорта РФ в декабре прошлого года. Теперь в перспективе каждого разрядника — звания кандидата и мастера спорта, а также «Заслуженного мастера спорта» со всеми полагающимися привилегиями.

Официально аудитория киберспорта в России — это 14+. Но играть, конечно, начинают раньше, а наиболее старшему участнику отечественных чемпионатов, по наблюдениям Александра Горбаченко, президента Федерации компьютерного спорта города Москвы, исполнилось 45 лет. В целом, сегодня в самой опытной команде по Counter-Strike всем игрокам далеко за тридцать.

Учиться, играть

Получить диплом о профильном образовании по специальности «Теории и методики компьютерного спорта» у нас можно пока лишь в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ), где еще в 2014 году открыли кафедру киберспорта. Здесь готовят тренеров, менеджеров и судей. Самих игроков пока не учат, но разрабатывают методику их тренировки. В ее основе — система подготовки советских шахматистов, которая позволяет сохранять высокую концентрацию при долгом сидении на одном месте. Не случайно среди топовых отечественных киберспортсменов немало тех, кто силен и в шахматах. Так, у чемпиона Европы по шахматам Яна Непомнящего весьма серьезные результаты в Dota-2, мало того, он — совладелец киберспортивной команды.

Киберспорт не хуже шахмат развивает математические способности. Более того, он
помогает даже юным игрокам осваивать проценты и статистику. Поэтому в Корее уже несколько лет преподают в школах Warcraft. Есть на эту тему серьезные исследования и у отечественных экспертов, например доклад «Компьютерный спорт как ресурс математического образования» Елены Скаржинской, к. п. н., доцента, заведующей отделом магистратуры Московской государственной академии физической культуры.

Сегодня к опыту российских киберорганизаций присматриваются отраслевые ведомства: так же, как игроков, можно готовить операторов сложных машин, например космических аппаратов или буровых установок. Это сильно сокращает время на обучение, экономит топливо и позволяет не рисковать дорогостоящей техникой.

«Деньги бы делать из этих людей»

И еще киберспорт — очень прибыльный бизнес: к концу 2018 года, по данным Newzoo.com, глобальные доходы от него достигнут 906 млн долларов, рост в годовом исчислении + 38,2%. При этом на США придется 345 млн долларов, на Китай — 164 млн долларов. Российский сегмент исследовательской группой SuperData в 2017-м оценивался в 35,4 млн долларов, и ожидается, что к концу текущего года он подрастет еще на 18%. Это один из самых высоких показателей в Европе.

На развитие холдинга EsForce, в который входит одна из сильнейших отечественных киберкоманд Virtus.pro, предприниматель Алишер Усманов выделил 100 млн долларов. И у рэпера Тимати есть киберспортивный проект Black Star Gaming в структуре компании Black Star. Зарплата высококвалифицированных игроков, по оценкам экспертов, начинается от 10 тыс. долларов. Их уже перекупают друг у друга игровые клубы, например, футболистов.

Авторизируйтесь на сайте, чтобы иметь возможность оставлять комментарии