Назад

Игры — дело серьезное

15:30, 05 декабря 2018
  •  
  •  
  •  

Момент, когда сборная России по Counter-Strike получит в Кремле звание заслуженных мастеров спорта и пожмет руку президента, становится все ближе.

Два года назад Министерство спорта РФ признало компьютерные игры серьезным (как футбол и хоккей) видом спорта. Россия была первой страной в мире, где еще в 2001 году киберспорт получил официальный статус. В 2006-м он его потерял, потому что на тот момент дисциплина так и не стала массовым увлечением. Сегодня ситуация кардинально изменилась: киберспорт пришел в школы и вузы наряду с традиционными дисциплинами, его спонсируют олигархи, проводятся национальные чемпионаты. Серьезно увлекшись компьютерной игрой, человек может стать киберспортсменом и «без отрыва от монитора» получить высшее образование и звание мастера спорта.

Все признаки спорта

Компьютерные игры развивают человека так же, как шашки и шахматы. Об этом писал еще главный спортивный теоретик Советского Союза Лев Матвеев, разделивший все виды спорта на шесть групп. К первой он отнес дисциплины, для которых нужны максимальные физические усилия. Во второй группе дисциплин — управление средствами передвижения. Третья — это стрельба из различного оружия. Четвертая — конструкторская деятельность (авиа-, судомоделирование и др.). Пятая группа дисциплин — передвижение по местности (туризм, альпинизм). И шестая — логические игры. К последней и относится сегодня киберспорт, ставший уже самостоятельным социальным явлением, дисциплиной, у которой есть и своя система соревнований, и система подготовки к ним. То есть налицо все признаки большого спорта.

Другой вопрос: какие компьютерные игры можно считать спортом? Во что нужно уметь играть, чтобы стать киберспортсменом? Ведь большая часть игр не отвечает формальным требованиям. Собственно, киберспортивные игры – это те, у которых есть специальная механика и правила, по которым можно проводить соревнования, чей результат зависит от умений самого спортсмена или его команды. Таких игр во всем мире не наберется пока и десятка.

Четыре дисциплины и танцплощадка

В России в категорию "Киберспорт" входят всего четыре дисциплины — это боевая арена, соревновательные головоломки, технические симуляторы и стратегии в реальном времени. К последним относится всего одна игра — StarCraft II. К категории «Боевая арена» — Dota-2, League of Legends и Heroes of the Storm. К соревновательным головоломкам — карточная игра Hearthstone и дуэльный тетрис. В списке игр на основе симуляторов - все авиа- и автосимуляторы, например, такой как тот, что был на турнире «Эпицентр» в зоне G-Drive

Сейчас в нашей стране набирает популярность танцевальный киберспорт. Это игра Just Dance, по которой в этом году уже состоялся чемпионат мира в Париже. А у нас запущен проект «Всероссийские состязания по киберспортивному симулятору Just Dance среди школ РФ».

Интерактивно «заслуженный».

Реальные разряды за киберспорт

Статус официального спорта присвоил игре в интерактивный футбол Российский футбольный союз — разряды и звания в футболе можно получать, играя в FIFA 2018. В мае этого года уже состоялся гранд-финал первого Кубка России по интерактивному футболу, его победитель Михаил «Torres» Запорожец получил приз в 500 тыс. руб. и право представлять страну в плей-офф EA SPORTS™ FIFA 18 Global Series.

К слову, разряды в киберспорте официально утверждены Министерством спорта РФ в декабре прошлого года. Это еще один стимул попасть в киберспорт. Теперь в перспективе каждого разрядника — звания кандидата и мастера спорта по этой дисциплине, а также «Заслуженного мастера спорта» со всеми полагающимися привилегиями.

Официально аудитория киберспорта в России — это 14+. Но пристрастие к играм возникает, конечно, раньше, а наиболее старшему участнику отечественных чемпионатов компьютерных игр, по наблюдениям Александра Горбаченко, президента Федерации компьютерного спорта города Москвы, исполнилось 45 лет. В целом, сегодня в самой опытной команде по игре Counter-Strike всем игрокам далеко за тридцать.

Учиться, играть

Стать киберспортсменом с дипломом о профильном образовании по специальности «Теории и методики компьютерного спорта» у нас можно пока лишь в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ), где еще в 2014 году открыли кафедру киберспорта. Здесь готовят тренеров, менеджеров и судей. Самих игроков пока не учат, но разрабатывают методику их тренировки. Дисциплина основана на системе подготовки советских шахматистов, которая позволяет сохранять высокую концентрацию при долгом сидении на одном месте. Не случайно среди топовых отечественных киберспортсменов немало тех, кто силен и в шахматах. Так, у чемпиона Европы по шахматам Яна Непомнящего весьма серьезные результаты в игре Dota-2, мало того, он — совладелец киберспортивной команды.

Киберспорт не хуже шахмат развивает математические способности. Более того, он помогает даже юным игрокам осваивать проценты и статистику. Поэтому в Корее уже несколько лет обучают в школах игре в Warcraft. Есть на эту тему серьезные исследования и у отечественных экспертов, например, доклад «Компьютерный спорт как ресурс математического образования» Елены Скаржинской, к. п. н., доцента, заведующей отделом магистратуры Московской государственной академии физической культуры.

Сегодня к опыту российских киберорганизаций присматриваются отраслевые ведомства: так же, как игроков киберспорта, можно готовить операторов сложных машин, например, космических аппаратов или буровых установок. Это сильно сокращает время на обучение, экономит топливо и позволяет не рисковать дорогостоящей техникой.

«Деньги бы делать из этих людей»

И еще: киберспорт — не просто игра, а очень прибыльный бизнес; к концу 2018 года, по данным Newzoo.com, глобальные доходы от него достигнут 906 млн долларов, рост в годовом исчислении + 38,2%. При этом на США придется 345 млн долларов, на Китай — 164 млн долларов. Российский сегмент исследовательской группой SuperData в 2017-м оценивался в 35,4 млн долларов, и ожидается, что к концу текущего года он подрастет еще на 18%. Это один из самых высоких показателей в Европе.

На развитие холдинга EsForce, в который входит одна из сильнейших отечественных киберкоманд Virtus.pro, предприниматель Алишер Усманов выделил 100 млн долларов. И у рэпера Тимати есть киберспортивный проект Black Star Gaming в структуре компании Black Star. Зарплата высококвалифицированных игроков, по оценкам экспертов, начинается от 10 тыс. долларов. Их уже перекупают друг у друга игровые клубы, например, футболистов.

Авторизируйтесь на сайте, чтобы иметь возможность оставлять комментарии