Назад

Консолидация технологий

10:59, 02 ноября 2018
  • 28
  •  
  •  

Мы воспринимаем видеоигры как развлечение. В то же время, фантазия разработчиков нередко становится источником вдохновения для настоящих изобретателей. То, что вчера было мечтой, воплощенной в пикселях, сегодня становится реальностью и приходит в нашу повседневную жизнь. Вот лишь некоторые из технологий, родившихся в компьютерных играх и уже реализованных в реальной жизни.

Военные игры

Множество идей из видеоигр нашли применение в армии. Одна из них – счетчик патронов. Удивительно, что эта простая идея, встречающаяся почти в каждом шутере, в том числе в Borderlands 2009 года, так долго не находила воплощения в жизни. В 2017 году американская компания Cobalt Kinetics решила это исправить и создала счетчик патронов. Этот крошечный компьютер с небольшим дисплеем, работающий от батареек, крепится к оружию. Разработчикам не пришлось даже придумывать дизайн устройства – за них это уже сделали создатели видеоигр. В счетчике используются разные цвета: при полном магазине он горит зеленым, когда в нем остается примерно половина – желтым, совсем мало – красным, если патроны закончились, счетчик показывает предупреждающий восклицательный знак.

Другая удачная мысль, реализованная в компьютерных играх, но пока не получившая широкого применения в жизни, – головной дисплей. HUD (Head-up display) – это визуальный интерфейс игрока, отображающий союзников, карту местности и инвентарь. Удачные игровые интерфейсы с точки зрения геймдизайна мы встречаем в Dead Space (2008 год), Assassins Creed (2007 год), Overwatch (2016 год), Hearthstone (2014), Half-Life 2 (2004 год). Функцию головного дисплея в реальной жизни могут выполнять очки дополненной реальности, над созданием которых трудятся такие IT-гиганты, как Google с их Google Glass, Microsoft c HoloLens, Sony c Smart Eyeglass и другие. Хотя разработки таких очков ведутся достаточно давно, такого уровня реализации они пока не достигли.

Еще одна идея, давно реализованная в играх, – экзоскелет, повторяющий биомеханику человека и увеличивающий ловкость, силу и другие навыки героев. Примеры таких экзоскелетов мы встречаем в шутере 2007 года S.T.A.L.K.E.R. Экзоскелет может не только увеличивать силу, но и выполнять функцию камуфляжа, как легендарный костюм OctoCamo из Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots 2008 года выпуска. Благодаря ему стареющий Солид Снейк мог сражаться с той же мощью и силой, как и в молодые годы.

Идея увеличить силу солдат с помощью специальных костюмов давно будоражит умы военных разработчиков в разных странах, в том числе в России. Так, на прошедшем 26 августа международном форуме «Армия-2018» компания «Ростех» показала прототип экзоскелета для саперов. Эта разработка облегчает передвижение солдат с грузом более 50 кг.

Не нужно думать, что видеоигры вдохновляют только на создание вооружения, их используют еще и для изучения тактики. В западных странах для тренировки солдат используют специально разработанные шутеры, например Close Combat: First to Fight, вышедший в 2005 году. Игра была создана при содействии действующих военных, а после выхода была принята в качестве учебного «пехотного симулятора» для морской пехоты США.

На службе медицины

Там, где стреляют, должны быть те, кто лечит. Неудивительно, что шутеры воодушевляют не только военных инженеров, но и врачей. Медпаки или аптечки встречаются почти в любой игре. К сожалению, пока в реальной жизни невозможно так легко поправить здоровье, но движения в этом направлении уже делают. В 2013 году стипендиат TED Джо Ландолина изобрел медицинский гель, способный мгновенно останавливать кровотечение без применения давящей повязки. Гель связывает клетки вместе, вызывая естественный механизм свертывания в организме.

Другая многообещающая разработка, анонсированная в 2012 году, – пена, позволяющая остановить внутреннее кровотечение, созданная специалистами по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США. Он состоит из двух жидких компонентов, которые при смешивании увеличиваются в объеме в 30 раз, подобно монтажной пене, заполняют брюшную полость и мягко обволакивают внутренние органы. Разработка позволяет как минимум на час остановить кровопотерю.

Адам Дженсен – главный герой игры 2011 года Deus Ex: Human Revolution – наполовину киборг, наполовину человек. Еще 10 лет назад человека с роборукой или ногой трудно было представить среди обычных людей, но с каждым с днем таких примеров становится все больше. В игре у главного героя, кроме всего прочего, есть робоглаз. Вы думаете, что все это из области фантастики? Уже нет, у Адама есть прототип в реальной жизни – Роб Спенс. После того как в 2008 году Роб потерял глаз, для него разработали робоглаз – необычный глазной протез с видеокамерой. Над прототипом трудилась целая команда инженеров-биохакеров. Устройство напоминает обычный глаз, но вместо зрачка у него объектив. Камера внутри него подключена к оптическому нерву, поэтому «режиссер» не видит с его помощью, но может снимать видео. Роб известен всему миру как Eyeborg, у него есть рекламные контракты с крупными международными корпорациями, с помощью глаза-камеры снимая все, что видит вокруг. Несмотря на то, что Роб не видит благодаря робоглазу, компания Square Enix – разработчик игры Deus Ex: Human Revolution, попросила его сняться в короткометражном документальном фильме о киборгах в честь выхода игры.

Робот виляет собакой

Если в Deus Ex: Human Revolution мы встречаемся с полукиборгом, в ReCore 2016 года главную героиню – девушку-механика Джул – сопровождают зооморфные роботы-спутники Сет, Мак и Дункан. Поклонникам игры полюбился робопес Мак (MA-3K). Он прыгает, забирается на скалы и демонстрирует все повадки настоящего пса. В июне того же года компания Boston Dynamics представила миру SpotMini – робота, напоминающего собаку. Этот робот может подниматься по лестнице, открывать двери, а в последних новостях от компании сообщается, что SpotMini научился танцевать. Движения робота невероятно живые, разработчиков вдохновляли животные, которые могут двигаться и реагировать на окружающий мир в реальном времени.

Но настоящим гимном роботам стала игра 2014 года Titanfall и ее продолжение 2016 года Titanfall 2. Каких роботов там только нет: роботы для боев на передовой, роботы для дальнего боя, робот-огнеметчик, робот, стреляющий ракетами, и т.д. Идея создания роботов для выполнения задач, связанных с повышенным риском для жизни, нашла большую поддержку среди военных. Так, Пентагон заказал компании Novint Technologies разработку принципиально нового средства управления для универсального военного робота PacBot производства компании iRobot, основного из всего ряда, стоящих на вооружении. Будущая сенсорная система управления будет обеспечивать обратную связь, благодаря чему человек, управляющий роботом, будет чувствовать практически то же, что чувствует человек, который берет в руки инструмент или хрупкий предмет. Разработчики обещают уделить немало внимания новой стереоскопической визуальной системе, которая вместе с сенсорной системой должна перенести сознание оператора в тело робота.

Напоследок вернемся к игре Deus Ex, вернее, к ее последней части Mankind Divided, вышедшей в 2016 году. В ней поднимаются непростые этические вопросы о возможном искусственном улучшении человеческой природы и его последствиях. Вероятно, игра предвосхищает те вопросы, с которым человечество столкнется в ближайшем будущем, ведь у Адама Дженсена уже есть прообраз среди нас. Разработчики видеоигр – это своего рода фантасты нашего времени, создающие будущее, которое только стремится стать настоящим.

Варвара Шубина
Специальный корреспондент
Авторизируйтесь на сайте, чтобы иметь возможность оставлять комментарии