Назад

Прогрев мотора — за и против

17:58, 19 декабря 2018
  •  
  •  
  •  

Чем крепче морозы, тем острее водительские споры — надо ли гонять холодный двигатель на холостом ходу или лучше ехать сразу?  

  • «Греть обязательно!» — не терпят возражений бывалые, воспитанные на зимних мучениях с продуктами советского автопрома. С карбюраторными «Жигулями» да «Волгами» и правда было не все гладко. Холодный мотор обычно страдал провалами тяги, порой неровно работал, не желал как следует ускорять автомобиль. Проще было на холостом ходу дождаться выхода на рабочую температуру, чем мотать себе нервы за рулем непрогретой машины.
  • «Те времена давно прошли», — резонно парируют сторонники немедленного движения. Технологии не стоят на месте, тепловой КПД современных моторов (без разницы — бензиновых или дизелей) вырос настолько, что гонять их на холостом ходу без нагрузки зачастую смысла нет, полного прогрева придется полдня ждать. Так зачем тратить время впустую?
  • «Зато агрегат дольше проживет», — утверждают сторонники дедовских методов. Тепловые зазоры придут в норму, загустевшее масло разработается и активнее потечет к парам трения, начнет поступать тепло в салонную «печку». В итоге всем хорошо: и автомобилю, и пассажирам.
  • «Инженеры все предусмотрели», — возражают продвинутые автовладельцы. Даже в инструкциях к современным машинам пишут, что греть мотор не надо, лучше сразу начинать движение. Так двигатель быстрее прогреется, значит, он рассчитан на такой режим.
  • «Предусмотрели, да только не инженеры, а экологи». В Европе, например, запрещена стоянка под окнами жилых домов с работающим двигателем. К тому же на холостом ходу непрогретый мотор выбрасывает в атмосферу больше вредных веществ. А надежность сейчас мало волнует автопроизводителей — отходил автомобиль гарантийный срок, уже хорошо.

Где же истина?

На самом деле правы и те, и другие. Управляющая электроника современных двигателей настроена таким образом, что водитель разницу между прогретым и холодным состоянием в движении вряд ли почувствует. Но это вовсе не повод рвать с места в карьер. Законы механики и физики инженеры отменить не в силах. Холодный пуск и первые минуты работы — до сих пор главный стресс для любого мотора. Не случайно такси, где циклы остановки-запуска сведены к минимуму, наматывают громадные пробеги, в то время как в частных руках те же самые двигатели требуют ремонта раньше.

Но и молотить на холостом ходу до полного прогрева смысла нет: во-первых, это действительно займет много времени, во-вторых, мотору придется работать на так называемых обогащенных смесях — с избытком топлива. Таким образом, растет расход, «лишний» несгоревший бензин смывает смазку со стенок цилиндров, превращается в отложения на клапанах, свечах зажигания и форсунках, в трубах коллекторов. Стоит запустить процесс, как через некоторое время мотор попросит о пощаде аварийной лампой Check engine. Это значит, даже мудрая электроника больше не в силах обеспечивать нормальный рабочий процесс: случился сбой, пора ехать на сервис.

Вывод

Правильный подход — сбалансированный. Советую делать так: завели мотор, включили подогревы руля, кресел, зеркал и отправились сметать снег с кузова или проверять работу фар. Пары минут на холостом ходу хватит, чтобы двигатель слегка пришел в себя. Затем начинаем движение — плавно и аккуратно, избегая предельных (равно как слишком низких) оборотов и резких ускорений. До выхода на рабочую температуру нагрузка должна быть щадящей. При таком подходе мотор прогреется ощутимо быстрее, а его ресурс пострадает минимально.

Лайфхак

Нетерпеливым рекомендую поставить предпусковой подогреватель. Стоит такая штука немало — от 25-30 тысяч рублей и выше, зато автомобиль всегда будет готов к выезду без вреда для здоровья агрегатов. Режим автономного прогрева запускается дистанционно — по сигналу с радиобрелока, по GSM-каналу (прямо с телефона) или же заранее программируется через пульт управления в салоне на срабатывание в определенное время.

Юрий Урюков
Заместитель главного редактора «Mail.ru Авто»
Авторизируйтесь на сайте, чтобы иметь возможность оставлять комментарии