Назад

Тест. Может ли обычный человек стать гонщиком

12:07, 18 июня 2018
  •  
  •  
  •  

Редакция drive-on.ru провела бескомпромиссный тест на популярных личностях в своих сферах, кто находится в хорошей физической форме, чтобы понять, может ли тренированный человек стать гонщиком, или для этого действительно нужно быть суперменом.

Для теста мы пригласили Павла Швая — автора популярного блога о путешествиях, Марию Белову, одну из самых красивых телеведущих по мнению зрителей канала Россия 24, и Федора Купцова, юного десятилетнего пилота, гоночный стаж которого — 6 лет.

Начнем с того, что болид — это закрытая машина, в которой невыносимо жарко. Пилот может провести в болиде до 8 часов на гонке 24 часа Ле-Мана, сохраняя при этом предельный уровень концентрации. Итак, как им это удается?

Выносливость

В спортивной медицине уровень развития выносливости оценивается показателем максимального потребления кислорода, но проблема в том, что на данный момент практически не существует научных работ относительно связи МПК (максимального потребления кислорода) на гонщиков. В области автоспорта медицинские наблюдения за пилотами начались около 15 лет назад, так как считалось, что гонки – это про машину, а не про человека. Сейчас многое изменилось: болиды более-менее одинаковы, и становится понятно, что суть в самом экипаже. Ученые стали исследовать, почему одни гонщики выступают лучше, а другие хуже: собирать биомедицинские данные, измерять пульс и температуру в начале и конце гонки. Так удалось прийти к выводу и вывести индекс физиологического стресса, который зависит от степени изменения температуры и пульса человека. Понятное дело, что во время гонки у пилота учащается ЧСС: во-первых, физическая сила расходуется, чтобы управлять болидом, во-вторых, очень сильный эмоциональный стресс, в-третьих, жарко, и наконец, в-четвертых, гонка — это бешеная концентрация.

Врачи исследовали индекс физиологического стресса (PSI) и выяснилось: при низких показателях PSI человек, реагирует более взвешенно, то есть сохраняет «холодную» голову и трезвый расчет, и, как правило, едет с большей скоростью. Выборка была небольшой, 8 человек — то есть, с точки зрения науки на это исследование непоказательно — это только первые шаги.

Мы попробуем оценить по МПК-тесту выносливость Павла Швая и понять, насколько по этому показателю от подходит для роли гонщика.

Что такое тест МПК или VO2-max?

Во время теста человек бежит по беговой дорожке со специальными датчиками, скорость дорожки постоянно возрастает. Доктор фиксирует параметры дыхания (глубину, частоту, количество поглощённого кислорода), сердца, энергообмена человека и много другое. Тест продолжается до момента полного изнеможения героя — Павла, или если доктор сочтет продолжение опасным по состоянию здоровья. МПК — то же самое, что объем двигателя машины: это интегральный показатель, который обобщает, как работают легкие, сердце, как разносится к работающим мышцам гемоглобин, богатый кислородом, а также как эффективно его используют клетки. На показатель МПК влияет и частота пульса — ударный объем сердца, а именно, количество крови, которое «мотор» выбрасывает за одно сокращение, объем сердца, глубина и частота дыхания, количество гемоглобина, протяженность капиллярной сети и, конечно, размеры тела человека, ведь более тяжелая машина едет медленнее, если даже объем двигателя у нее такой же, как у болида из алюминиевого сплава.

Если начнешь анализировать работу машины — тоже увидишь множество показателей, оказывающих влияние на мощность. Эту мощность и оценивает МПК.

Средний уровень МПК гонщика 42-53. У Павла 53. Если сравнить с профессиональным бегуном или лыжником, то увидим — этот индекс превышает 70. Можно сделать вывод: 53 —это очень не плохо.

На беговой дорожке стало понятно, у Павла совсем нет аэробной зоны, то есть он не умеет бегать «экономично» — он сразу начал тяжело дышать, попав в смешанную зону. С каждой минутой человеку на беговой дорожке становится тяжелее, так как в течение теста скорость увеличивается, и человек вынужден переходить с шага на бег, на быстрый бег и на очень быстрый для себя бег. Павел очень долго держался — он на самом деле волевой человек. Итак, Паша — это мощная машина. У него шикарное для автогонщика МПК. Теперь стоит исследовать «блок управления».

Зрение

Зрение сильно влияет на исход длительной гонки. Так как необходимо держать концентрацию в любое время суток.

«Мария справилась с тестом на зрение: ее фокусировка чуть дальше, чем должна быть, но надеть очки либо линзы, и будет все нормально. Реакция хорошая. А вот у Павла присутствует небольшой астигматизм — это неравномерность преломления света разными участками глаза, соответственно у него может немного «плясать» боковое зрение. Может ли это повлиять на исход гонки? Маловероятно, но шанс есть»

Реакция

Тест на реакцию заключается в том, что испытуемый садится перед экраном и компьютерной мышкой двигает квадратную фигуру по игровому полю. Задача: избежать столкновения с другими объектами как можно длительный период времени. В скорости реакции есть нормативные значения, которые зависят от того, как быстро мозг человека воспринимает информацию, анализирует и отправляет руке сигнал.

Норматив для обычного человека составляет от 10 секунд, гонщики способны продержаться до столкновения 60-80 секунд, пилот истребительной авиации до 120 секунд. Этот тест мы бы хотели рассмотреть на двух участниках: уже знакомого нам Павла Швая и 10-летнего Федора Купцова, гонщика и призера многих детских соревнований.

В тесте на реакцию не задействуется логика: человек реагирует сразу, не задумываясь и принимая решение мгновенно, что важно в гонке для совершения того или иного маневра.

«Результат Павла 7,7 секунд. Результат Федора — 8,9.»

Важно понимать: у ребенка особая физиология и только завершается процесс миелинизации — формирование «изоляции» вокруг каждого нерва. После завершения этого процесса движения ребенка становятся быстрее и точнее, так как возрастает скорость проведения импульса по мышечному волокну. Простыми словами: представьте себе робота 70-х годов и робота 2018-года — абсолютно разные транзисторные схемы. Соответственно, у робота 70-х годов импульс от системы управления до колеса идет 2 секунды, а у робота 2015-го года 2 миллисекунды. Кто из них победит в гонке, несложно догадаться. Федор пока подобен первому роботу — он еще не созрел, импульс от мозга до руки идет дольше, чем у взрослого человека, так как мозг не успевает приспособиться к быстрому росту конечностей (мышечному росту и росту нервов).

Но мы видим, что Федор уже сейчас превзошел Павла по реакции. Поэтому вполне возможно — у него большое будущее. Теперь важно, чтобы его тренировочный процесс  был грамотно спланирован, ведь он уже сейчас может подтянуться до 100 раз, и его великолепные физические данным соответствовали интеллекту, сейчас будущая звезда регулярно занимается английским и математикой, не давая «засохнуть» мозгам.

Работа сердца

По ЭКГ и УЗИ сердца можно точно сделать вывод — у Федора оно очень выносливое. Дают о себе знать тренировки акробатикой и легкой атлетикой, которыми он занимается параллельно с автоспортом. Оно мощное, с толстыми стенками, с хорошей вегетативной и психологической реакцией. Тест был сделан до нагрузки и после, что дало возможность оценить его восстановление.  Восстановление — важный параметр для гонщика, так что здесь Федор отлично проходит тест.

Самым простым показателем для исследования является пульс, так как, чтобы его измерить нужны только часы и пальцы. В спортивной медицине подобные тесты проводятся с целью привязки уровня нагрузки к пульсу. Чтобы, зная свой пульс, человек мог оценить насколько тяжело его организму в конкретный момент бега, плавания или гонки. Для примера, с  50-60% нагрузки человек бежит и свободно разговаривает, с 90% ему тяжело говорить — на аппарате же анализируется даже максимальный, 100%-ый уровень нагрузки.

«Павел долго держался в хороших пределах показателей, затем он дошел до 182 ударов — это уровень его порога — черты, после которой быстро накапливается молочная кислота и усталость. Поэтому его пульс и вырвался к ЧСС 200 всего за несколько минут. Но нагрузки подобной интенсивности необходимы только для теста. На гонках средняя частота пульса у пилота составляет 140-150 ударов в минуту. Такая ЧСС у Павла была фактически в начале смешанной зоны. Из чего можно заключить, что сердце Павла тренированное, и полностью соответствует показателям профессиональных гонщиков. Но он не умеет эффективно распределять силы во время бега, правда, ему это и не нужно, пока он так здорово пишет про автомобили. Но если потренироваться месяца четыре — он покажет очень хорошие результаты, потому что его организм к этому предрасположен.»

В своих физиологических показателях Павел близок к гонщикам: они также не залезают в анаэробную зону — не такая тяжелая физическая нагрузка, поэтому тренировки проходят в смешанной зоне. По их ЧСС на треке специалисты анализируют больше уровень комфорта окружающей среды, в том числе дегидратацию организма водителя — потери жидкости. Ведь пилот теряет около двух литров жидкости за гонку.

По потреблению калорий, соотношению жира и мышц каждый из респондентов оказался в пределах нормы.

Итоги

Федор выглядит достаточно спокойным и пассивным ребенком. Но по состоянию сердца, соотношению мышечной и жировой тканей, восстановлению после нагрузки и реакции он способен показать себя в будущем как очень успешный гонщик.

У Павла здоровое и выносливое сердце, уровень потребления организмом кислорода отличный. Уровень лактата после высокой нагрузки — более чем в норме. Но реакция и зрение могут помешать ему также как и Марии быть экстра внимательным на трассе в гоночном болиде. Поэтому при сильном, как машина, теле и духе, вероятность успеха в автоспорте у Павла меньше, чем у Федора. Зато понятно, почему деятельность первого связана с блогом — он обладает сильной волей и терпением, а всю энергию направляет эмансипацию и общение — поэтому у него и подписчиков много 🙂

Авторизируйтесь на сайте, чтобы иметь возможность оставлять комментарии