Назад

Три кольца Ле-Мана

14:34, 01 ноября 2018
  •  
  •  
  •  

Сарта, Сильверстоун, Роуд Атланта. Старейшие и самые знаменитые гоночные трассы, на которых проводятся автогонки на выносливость серии Ле-Ман. У каждой своя история, свои особенности. Ежегодно сотни тысяч поклонников автоспорта приезжают на эти трассы, чтобы поддержать своих кумиров. На любой из трасс есть возможность самому выехать на круг за рулем суперкара.

Второе столетие по кругу

Сарта — старейшая гоночная трасса Франции. Она используется для проведения гонок на выносливость «24 часа Ле-Мана» уже второе столетие. Первые французские автомобилисты-любители катались на своих железных конях между городком Ле-Ман и деревушкой Мульсан уже в 1906 году.

Первая 24-часовая гонка состоялась в 1923 году. За прошедшие годы конфигурация трассы менялась 12 раз. Первоначально трасса была грунтовой, а ее длина составляла 17,261 км. Начало гонки проходило прямо по Ле-Ману. Сейчас об этом напоминает настенная роспись с изображением ретро-автомобиля в районе Понтлье.

В 1926 году часть трассы была впервые заасфальтирована. В 1932 году машины перестали заезжать в город. Длина трассы сократилась до 13,492 км (сейчас — 13,626 км). Первоначально маршрут гонки проходил только по дорогам общественного пользования, которые закрывали на время соревнований. С 1965 года часть гонки проходит по автодрому Bugatti, а с 1976 года также по автодрому Maison Blanche.

Во время Второй мировой войны инфраструктура трассы была почти полностью уничтожена. Но уже к гонке 1949 года были готовы новые боксы, новые трибуны, уложен новый асфальт.

После катастрофы 1955 года, когда вылетевший на трибуны загоревшийся болид унес жизни более чем 80 человек, организаторы приняли ряд мер безопасности. Увеличили расстояние между трассой и трибунами и размер защитных барьеров, изменили радиус поворота Dunlop, перестроили боксы. Начиная с 1968 года, на трассе стали появляться шиканы. В 1971 году была возведена разделительная стена между пит-лейном и основной трассой.

Всемирно известный символ гонок «24 часа Ле-Мана» — гигантский пешеходный мост в виде шины Dunlop. Он впервые появился еще в 20-е годы, но был демонтирован из-за запрета на рекламу на трассе гонки. После войны компания Dunlop установила новый мост над въездом на поворот Dunlop. С 1953 по 1979 годы существовал второй мост, ныне замененный тоннелем. В 1978 году первый мост был модернизирован. Теперь он вмещает до 1350 зрителей, которые с 70-метровой высоты могут видеть всю гоночную трассу. Из-за появления новой шиканы в 1986 году мост перенесли.


kipgodi / Shutterstock.com

Самый знаменитый отрезок трассы — скоростной прямик Мульсан длиной шесть километров. На нем в 1988 году французский пилот Роже Дорши разогнал прототип WM-Peugeot до 405 км/ч. После нескольких аварий с человеческими жертвами в 1990 году прямая перестала быть прямой. Появились две шиканы, теперь участники гонки вынуждены сбрасывать скорость и оттормаживаться.

На автодромах, входящих в состав трассы, действуют курсы вождения для автомобилистов, мотоциклистов и картингистов. Цена однодневного начального курса на Porsche €911–1030 (на своем Porsche — €690). Разрешены к использованию 911, Boxter и Cayman всех поколений после проверки технического состояния.

Овцы здесь больше не ходят

Автодром Сильверстоун — самая известная гоночная трасса Великобритании. С 1950 года на ней проводятся гонки Европейской серии Ле-Ман.

В годы Второй мировой на этом месте был военный аэродром. После войны министерство авиации сдало территорию в аренду. В сентябре 1947 года автомобилист-любитель Морис Геогеган и 10 его друзей устроили гонку по периметру бывшего летного поля. Спорткар Геогегана столкнулся с овцой. Овца погибла, машина вышла из строя. Из-за этого трагического события гонка получила неофициальное название «Гран-при баранины».

Но уже год спустя на бывшем аэродроме был разыгран настоящий Гран-при Королевского автомобильного клуба (RAC). Трасса состояла из взлетно-посадочных полос и соединявших их дорог и имела длину 5,9 км. Повороты обозначались тюками сена с ближайшей фермы и бочками из-под авиационного керосина. Зрителей отделяла от гоночной трассы веревка.


Massimo Campanari / Shutterstock.com

С 1949 по 1951 годы использовалась новая конфигурация трассы, состоявшей только из бывших объездных дорог (длина — 4,649 км). Линия старта, боксы и главная трибуна находились на объездной дороге между точками Эбби и Вудкот. В 1952 году были перенесены боксы, а трасса стала на 62 метра длиннее. Примерно в такой конфигурации она просуществовала 38 лет.

В целях обеспечения большей безопасности в 1975 году перед поворотом Вудкот появилась шикана Вудкот. В 1986 году — шикана Бридж. В 90-е конфигурация трассы много раз менялась. Добавлялись повороты, менялись радиусы, появлялись и исчезали шиканы. Трасса становилась медленнее и сложнее для прохождения.

Самая дорогая модернизация в истории Сильверстоуна (стоимостью £5 млн) была проведена в 2009–2010 годах. Появилась новая секция «Арена». Часть участка «Эбби-Вудкот», на котором когда-то начиналась гонка, оказалась за пределами трассы. В 2011 году пит-лейн Сильверстоуна перенесли в только что построенный трехэтажный пит-комплекс «Крыло».

В августе этого года российская команда G-Drive Racing покорила Сильверстоун. Экипаж G-Drive Racing образцово провел гонку, обойдя ближайших соперников почти на два круга. Это была третья подряд выигранная гонка Европейской серии Ле-Ман и пятая победа команды в нынешнем сезоне ELMS. За два этапа до окончания Европейской серии Ле-Мана российский экипаж занимает первое место в общем зачете.

На трассе Сильверстоун можно сесть за руль BMW M2, Ferrari F430 Coupe, Aston Martin Vantage или одноместного болида (это будет стоить £179–279). Ощутить скорость гонки в кресле пассажира дешевле — £45. Выехать на трассу «Формулы-1» на своем автомобиле — £285–459 в зависимости от даты. Курс для получения сертификата автогонщика — от £299, урок у персонального инструктора — £499 за полдня, £599 за полный день.

На холмах Джорджии

В США с 1998 года проводится гонка «Американская серия Ле-Ман» (она же «Малый Ле-Ман»). Состязания проходят на кольцевой гоночной трассе «Роуд Атланта», которая находится к северу от города Браселтон, штат Джорджия. Автодром старше гонки. Трасса длиной 4,088 км открылась в 1970 году. Она была построена всего за полгода.

Автодром несколько раз менял хозяев, пока в 1996 году его не приобрел предприниматель Дон Паноз по просьбе сына. При нем трасса была реконструирована в соответствии с требованиями Международной автомобильной федерации, построены новые боксы и новые трибуны на 10 000 зрителей, установлены бетонные барьеры.

В 2007 году трасса получила новое покрытие. Зимой 2007–2008 годов были отодвинуты от трассы стены на S-образном вираже. Так безопаснее для гонщиков и зрелищнее для зрителей. Перед виражом появилась шикана.

В 2012 году автодром приобрела Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей (NASCAR).

«Роуд Атланта» по праву считается одной из лучших гоночных трасс Америки. Ее ежегодно посещают 320 000 зрителей. У них нет проблем ни с подъездом, ни с парковкой. Рядом с гоночной трассой есть и отель, и поля для гольфа, и спа-центр. Желающие погонять по трассе на своей или арендованной машине могут вступить в клуб The Driving Club At Road Atlanta. К услугам членов клуба — роскошный гараж с климат-контролем, возможность тренировки с личным инструктором, различные мероприятия, выезды на другие автодромы. Раз в месяц проходят трек-дни. Во время гонок членам клуба предоставляются места в клубной ложе. Член клуба может заказать индивидуальную однодневную программу для друга. Все цены обговариваются с руководством клуба.

Алексей Алексеев
Эксперт по статистике и рейтингам
Авторизируйтесь на сайте, чтобы иметь возможность оставлять комментарии