Назад

Требования к качеству топлива в Европе и России

14:36, 08 января 2019
  • 1
  •  
  •  

Как контролируют качество топлива в России и других странах

Стереотип «европейское топливо лучше российского» по-прежнему достаточно устойчив, особенно среди российских автомобилистов, эксплуатирующих автомобили с дизельным двигателем. При этом каждый двенадцатый житель Старого Света на АЗС заливает в свою машину тяжелое дизельное топливо, произведенное в нашей стране. Разбираемся, кто и как контролирует качество топлива за рубежом, и что скажут в авторитетной европейской лаборатории о топливе с российского НПЗ.

Каждая страна самостоятельно устанавливает требования к качеству топлива на рынке?

Да. Контроль качества топлива и все существующие обязательные стандарты касаются его состава с точки зрения содержания наиболее опасных веществ и иных свойств, влияющих на состав вредных выбросов.

В Японии, например, действуют самые строгие нормы выбросов в расчете на километр пробега, в то время как в США – более строгие стандарты для оксидов азота в выхлопе. Кроме того, в Европейском союзе и Южной Корее существуют отдельные стандарты для бензиновых и дизельных транспортных средств, тогда как в Японии и Соединенных Штатах действует один стандарт, применимый к двигателям обоих типов.

Требования к топливу в Европе – это совместная директива 2009/30/EC Европарламента и Европейского Совета, а также регламент EN 590 для дизельного топлива и регламент EN 228 – для бензинов.

Подчеркнем: обязательные требования к топливу касаются исключительно физико-химических свойств. Нормы и контроль функциональных свойств горючего не предусмотрены.

Получается, моторные тесты для контроля показателей горючего не проводят?

Нет, не проводят. Скажем, проверка дизельных топлив состоит в определении количества серы, содержания оксидов азота, сажи и прочих веществ в выхлопе. Но функциональные свойства топлива – а именно то, как оно влияет на мощность двигателя или количество образующихся отложений, – не прописаны в законодательстве.

Ладно, в каждой стране – свои требования. А что, единых норм проверки свойств горючего нет?

Такие нормы есть, но пока что соответствие им является добровольным. Производителям оригинального оборудования (OEM, Original Equipment Manufacturer) для совершенствования автомобилей, двигателей и их компонентов нужны единообразные свойства топлив в разных странах. Так появилась Всемирная топливная хартия (World Wide Fuel Charter), которая определяет критерии качества горючего для двигателей внутреннего сгорания. С самого начала устав Хартии был подписан крупнейшими мировыми профильными объединениями автопроизводителей, включая ассоциации автопроизводителей Америки (АММА), Западной Европы (АСЕА), Японии (JAMA) и пр., куда входят BMW, Volkswagen, General Motors и многие другие. Рекомендации Хартии по качеству топлива касаются свойств товарного топлива, в том виде, в каком оно попадает к конечному потребителю на АЗС.

В 2013 году появилась пятая редакция Хартии со списком требований, актуальных и по сей день. В ней впервые была определена «Категория 5» (ранее их было только четыре) для бензинов и дизтоплива. В Хартии зафиксированы несколько десятков параметров для контроля горючего и даже оговорены испытательные методы для проверки на соответствие этим параметрам.

Подчеркнем, что условия Хартии не являются обязательными. В каждой стране существует своя система контроля качества топлив, и автопроизводители ориентируются на местные законодательные требования, которые могут кардинально отличаться от региона к региону, но следовать им – обязательное условие присутствия на местном рынке.

Наверняка разница в топливном законодательстве влияет и на автомобили, продающиеся в стране?

Еще как! Вместе с потребительскими предпочтениями на состав рынка автомобилей оказывают сильное влияние местные стандарты в отношении горючего. Поэтому автомобили в разных регионах мира различаются по объемам и типам двигателей и потребляемому горючему. Например, в Европе существенную часть автопарка составляют автомобили с дизельным двигателем, тогда как в США больше 90 % – автомобили с бензиновым двигателем. По этой причине автомобили производятся непосредственно в тех регионах, для продажи в которых они предназначены, и уже заранее адаптированы под местные экологические требования и заправку местным топливом. Это отличает транспортные средства от других потребительских товаров, таких как электроника, которые производятся только в нескольких странах и затем распространяются по всему миру.

Какие требования к горючему в России?

Единые требования к качеству топлива помимо России распространяются и на другие страны Таможенного союза – Армению, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Всё топливо, производящееся и реализуемое в этих государствах, подвергается декларированию на соответствие техрегламенту Таможенного союза 013/2011.
С 31 декабря 2012 года декларации о соответствии на топливо могут быть оформлены только в органах, включенных в государственный реестр Таможенного союза. Другими словами, если партия топлива на заправке легальная, она сопровождается паспортом качества и декларацией о соответствии ТР СТ 013. Для оформления декларации проводятся испытания и фактические измерения ряда показателей, которые сравниваются с нормативами (по каждой характеристике установлены свои нормы для каждого экологического класса чистоты топлива). Каждая партия топлива, выпускаемого в обращение, должна сопровождаться документом о качестве или паспортом качества, который обязан включать наименование марки топлива и продавца, нормативные значения показателей безопасности и качества, сведения о декларации, сведения о наличии присадок, фактические результаты испытаний показателей безопасности, а также ряд других сведений.

А российское топливо разрешили бы продавать в Европе?

В 2017 году «Дизель ОПТИ», произведенный в России на предприятиях «Газпром нефти», был проверен на соответствие требованиям регламента EN 590, который действует на территории Европейского Союза.
После убедительных результатов физико-химической экспертизы настало время проверить кондиции «Дизель ОПТИ» в рамках испытаний на обычных двигателях. Чтобы тесты получились максимально объективными, на проверку топливо направили в один из центров исследовательской компании APL – в лабораторию, находящуюся в Ландау. Пожалуй, в одну из самых авторитетных исследовательских компаний Европы.
Добавим, что тестирование в APL было организовано в рамках проверки топлива «Дизель ОПТИ» на соответствие Всемирной топливной хартии.

Как в Германии тестировали российский дизель, смотрите в фильме "Независимого эксперта"

Авторизируйтесь на сайте, чтобы иметь возможность оставлять комментарии