Назад

В белой полосе

17:00, 11 декабря 2018
  •  
  • 8
  •  

Полезные советы о езде зимой

Без тормозов

Я хорошо запомнил эту стенку. Она была желтая, кирпичная, грязная от подтеков воды. И я ехал прямиком в нее со скоростью примерно 40 км/ч. Точнее сказать, не ехал, а скользил по весенней московской «каше»: немного льда снизу, немного снега с дождем сверху.

Я выкрутил руль вправо, туда, куда сворачивала дорога, но машина — отцовский «москвич» — руля не слушалась. Что есть силы я давил на тормоз, но автомобиль даже не думал замедляться. Глупо-то как, первый месяц с правами и сразу в стенку...

Пытаясь вспомнить все, чему учили в автошколе ДОСААФ, я пытался избежать столкновения. Помню, говорили, «когда скользко, тормозите двигателем». Судорожно выжимаю сцепление и втыкаю первую передачу. Мотор взвыл, «москвич» дернулся вправо и слегка замедлился. Эх, мало!

А как там еще было? На спуске что мне кричал инструктор, когда нас на одном из занятий потащило боком вниз? «Отпусти тормоз, освободи колеса!».
И, не веря себе, я отпустил наконец педаль тормоза. Автомобиль как будто почувствовал опору и, слегка накренившись, повернул… метрах в двух-трех от стены. Хорошо, когда вовремя вспоминаешь полезный совет.

На прямых колесах

Эта история произошла больше двадцати пяти лет назад, с тех пор машины и дороги изменились, да и я сам стал опытнее, откатав по заснеженным трассам несколько сот тысяч километров. Преподаватели автомобильных спортивных дисциплин убили на меня кучу времени, и теперь я сам могу давать советы.

Могу, к примеру, посоветовать тормозить на прямых колесах, избегать больших углов на нуле, при заносе задней оси поворачивать руль в его сторону, а в случае сноса передней оси первым делом руль выпрямлять, восстанавливая сцепление управляемых колес с дорогой. Вы что-нибудь поняли?

Беда в том, что специальные водительские навыки надо вырабатывать на практике, в безопасных местах под руководством опытных наставников. Без этого ролик из интернета с советом «вытаскивать переднеприводный автомобиль из заноса газом», скорее всего, приведет в отбойник или в кювет.

Однако действительно полезные советы о поведении за рулем зимой дать все-таки можно. Правда, звучать они будут не как откровения бывалых раллистов.

Никаких резких движений

Как говорил один из моих инструкторов, «все должно происходить медленно и печально». Это значит, что на зимних улицах мы всегда плавно работаем рулем, аккуратно дозируем газ и осторожно обращаемся с тормозом. Забываем про лето, про сухой и чистый асфальт. Приучаем себя к зыбкой и неверной дороге, готовой в любую секунду подкинуть неприятный сюрприз.

Что касается других участников движения, то, как говорил другой мой наставник, «представь, что вокруг тысяча злобных обезьян и каждая хочет тебя убить». Иными словами, ждем неприятностей со всех сторон, пытаемся спрогнозировать действия других водителей, руководствуясь худшими ожиданиями. Не ждем, что кто-то нас пожалеет, уступит или пропустит. Напротив, предполагаем, что нас не увидели, не заметили в грязные зеркала.

Если же попытаться дать самый короткий и емкий полезный совет водителям на зимней дороге, то звучать он будет так: не делать резких движений. Ну и скорость, конечно. Чем выше скорость, тем выше цена ошибок.

«Слепые» за рулем

Некоторые горе-водители умудряются за несколько зимних месяцев ни разу не помыть машину. А зачем, если завтра она опять испачкается? Такие грязнули не протирают фары и зеркала, в их бачке для омывателя сухо, а щетки стеклоочистителей истерты донельзя. Эти водители не видят почти ничего вокруг и сами становятся для окружающих почти что невидимками из-за грязных фонарей. Бойтесь таких и ни в коем случае не будьте такими сами.

Заведите правило — никогда не выезжать на дорогу без полного бачка омывателя и запасной бутылки жидкости в багажнике. Купите теплые непромокаемые перчатки и небольшой резиновый скребок, эти вещи продаются в любом автомагазине при заправке и стоят копейки. И всегда, в любую погоду, перед выездом протирайте фары, поворотники и фонари стоп-сигналов. А также передние боковые стекла и наружные зеркала. Слепой водитель не сможет избежать аварии, а человек в чумазой машине с покрытыми слоем грязи стеклами — все равно, что слепой.

Держите бак полным

Вы когда-нибудь видели большегрузные автомобили, под которыми их шоферы разводят настоящие костры? Это жертвы обстоятельств и любители сэкономить. Залили в бак солярку подешевле, а она возьми и замерзни при внезапном похолодании. Не будьте как они — следите за топливом в своем баке.

Дизельное топливо имеет свойство загустевать на морозе. Чтобы этого не происходило, в него добавляют специальные присадки, и чем ниже температура, тем их требуется больше. Если заправиться «летней» соляркой в сентябре и сохранить ее в баке до заморозков, можно остаться без машины — она просто не заведется, пока не отогреется. Ситуацию можно исправить, если заранее добавить в бак несколько миллилитров специальной жидкости, в зимний сезон она продается на заправках.

Враг бензинового автомобиля в мороз — вода. Водяной конденсат, образующийся в баке, замерзает, забивая топливную магистраль и фильтр, не давая двигателю завестись. Лучший способ борьбы с этим явлением — не «пересыхать». Не давайте уровню топлива опуститься ниже половины бака, заправляйтесь зимой почаще. Поскольку вода тяжелее бензина, она будет всегда находиться на самом дне бака и не попадет в топливозаборник.

Илья Зиновьев
Ученик ста учителей
Авторизируйтесь на сайте, чтобы иметь возможность оставлять комментарии