Назад

Все прекрасно – и содержание, и форма

17:10, 04 декабря 2018
  •  
  •  
  •  

За более чем столетнюю историю хоккея обмундирование игроков не раз менялось. Если раньше хоккейная форма модернизировалась ради улучшения игровых характеристик, то сегодня на первое место выходит дизайн. В сезон 2018–2019 годов омский «Авангард» вошел и с новым логотипом, и c новой формой. Руководство клуба решилось на столь смелый шаг еще и с учетом временного переезда, что смело вдвойне. И не прогадало: отзывы болельщиков и СМИ это доказывают.

Форма и прогресс

Нужно ли было омской команде менять форму? Такой вопрос мы задали начальнику отдела маркетинга ХК «Авангард» Галине Аистовой, и вот что она ответила: «Стилистика и оформление ХК «Авангард» последний раз перерабатывалась более пяти лет назад. За это время очень изменился подход к коммуникациям, а мы должны отвечать всем современным тенденциям. Изначально мы поставили бренд-агентствам, участвовавшим в конкурсе, такую задачу: сохранить в дизайн-концепции основные традиционные для «Авангарда» элементы – букву «А» и ястреба, – но встроить их в современную единую систему».

Пять лет – это действительно тот срок, после которого назревают перемены? Давайте совершим небольшой экскурс в прошлое и посмотрим, как часто менялась хоккейная форма.

Давным-давно, когда в СССР играли в хоккей только с мячом, а законодателями хоккейной моды были канадцы, форма хоккеистов была проста. Игроки одного клуба надевали одинаковые гетры и свитера, а к штанам было одно требование – быть потолще, предохраняя от травм.

Фирменные цвета формы и два комплекта – домашний и выездной – изобретение 20-х годов. В 50-е годы по всему миру тяжелые вязаные свитера сменились легкими, не сковывающими движения фуфайками (нынешними джерси).

С течением времени в хоккейной форме менялось все. Она становилась удобнее, красивее, предоставляла все большую защиту.

Коньки прошли долгий путь – от лезвий, привязанных к обуви, до легких и скоростных композитных коньков и термоформовки, позволяющей подогнать коньки под индивидуальную форму стопы. Кожаную защиту сменила пластиковая, улучшавшаяся год от года.

Первые профессиональные вратарские маски появились в 1959 году. До этого использовались маски для фехтования и для бейсбола. Многие вратари обходились только защитным шлемом. А в конце 60-х маски стали разрисовывать.

Первый шлем на полевом игроке – 1929 год. Хотя в Канаде профессионалы до середины 70-х годов предпочитали выходить на поле без шлема, демонстрируя свою брутальность и дорогостоящие модные стрижки. В 60-е годы на смену кожаным шлемам пришли пластиковые.

Первоначально игрока можно было узнать только в лицо. Потом, примерно в 1920-х, появились номера на спине. В конце 60-х на фуфайках стали писать фамилии.


«Мы использовали новую систему цветов, новую эмблему, чтобы сделать форму более современной, яркой и действительно лучшей в КХЛ, взяв за образец топовые примеры из лучших мировых практик в спорте, –говорит Галина Аистова. – Важными элементами являются фактура крыльев на рукавах, вышивка новой эмблемы на груди и надпись «ОМСК» над фамилией каждого хоккеиста, символизирующая нашу связь с родным городом и болельщиками. Новая символика даст клубу дополнительный импульс для развития, возможность коммерциализации бренда через мерчандайзинг, лицензирование и совместные акции со спонсорами».

Сборная СССР и «Омские ястребы»

В СССР, где первый чемпионат по хоккею с шайбой прошел в 1946 году, со снаряжением вначале было совсем плохо. Форму перешивали из ватников, щитки – футбольные, шлемы использовали велосипедные, а порой даже танковые. Некоторые игроки выходили на игру просто в зимних шапочках. Но потом все постепенно наладилось.

В первые годы советского хоккея игроки сборной СССР выходили на лед в серо-синих фуфайках. Со временем было решено, что форма должна отражать идеологию. На чемпионате мира по хоккею 1954 года, где дебютировала и сразу же стала чемпионом советская сборная, мир впервые увидел красно-белую форму с нашитыми на нее буквами «СССР» и номерами игроков. Красно-белая расцветка формы национальной сборной просуществовала дольше, чем Советский Союз. Синий цвет добавился на джерси сборной России в 1993 году.


Если дизайн формы национальной сборной был хорошо продуман еще в далекие 70-е, клубы всерьез занялись дизайном формы только в конце 90-х.

Омский хоккейный клуб раньше часто менял имена. Он родился в 1950 году как «Спартак», потом побывал «Аэрофлотом», «Каучуком», «Химиком», «Шинником». И, наконец, в 1981 году обрел современное название «Авангард».

Дизайн формы, в которой выходили на лед омские хоккеисты, тоже не раз менялся. В конце 80-х на свитерах игроков появилась наклоненная буква «А». Несколько лет спустя одна из палочек буквы приобрела форму хоккейной клюшки. Потом появилась надпись «Омск» и белая полоса на плечах. В 1998 году был разработан бренд «Омские ястребы» – так называли любимый клуб болельщики. Быстрая, смелая и сильная птица ястреб стала талисманом клуба. И это отразилось на форме. На джерси появилась литера «А», стилизованная под пикирующего ястреба. Главными цветами клуба стали черный и красный – этих цветов были вставки на рукавах.

Дизайнеры не остановились на достигнутом и продолжали экспериментировать. В 2000 году на фуфайках написали неофициальное название клуба «Омские ястребы», но в 2006 году поменяли надпись на «Омский авангард», а в 2012 году вообще отказались от надписи. В 2008 году на плечах игроков выросли «крылья».

Что поменялось в этом году?

«Эмблема по-новому представляет всеми любимого омского ястреба за счет внедрения в его окрас песочно-золотистого цвета, – рассказывает Галина Аистова. – Наши традиционные цвета – красный, белый и черный – получили отличную контрастность. Буква «А» как часть оперения также будет использоваться как самостоятельный элемент в дизайне. Логотип прост в использовании, легко узнаваем, считывается с любых ракурсов. Версии, сделанные раннее, обладали определенными минусами, элементы были плохо различимы. Новая символика клуба – не только сам логотип, это набор изображений, цветов, элементов, фактур, шрифтов, звуков, музыки, которые будут применяться в онлайн-сервисах, в социальных сетях, на наших мероприятиях, в наших шоу, в нашем контенте, в мерчандайзинге. Новый бренд – это воплощение ценностей клуба: яркий, оригинальный, инновационный, доступный и уверенный в себе, отражающий наше стремление стать лидерами КХЛ и по этой части, добиться признания, сформировать репутацию лидера».

Невидимые фамилии

В 1977 году руководство НХЛ потребовало, чтобы у игроков всех команд на свитерах были написаны их фамилии. «Торонто мейпл лифс» попыталась обойти требования схитрив: на синих свитерах фамилии писали синими буквами, а на белых – белыми. Но, под угрозой крупного штрафа, «кленовым листьям» пришлось уступить.

Всегда быть в маске

Во время легендарной суперсерии СССР – Канада 1972 года вратарь советской сборной Владислав Третьяк впервые появился на льду в необычной маске – из проволоки, крепившейся к шлему. В отличие от привычной тогда вратарской маски, изготовленной целиком из стекловолокна, с дырками для глаз и дыхания, «маска Третьяка» предоставляла вратарю отличный обзор площадки. Такой не было даже у канадского вратаря. Маска была изготовлена по спецзаказу – по образцу, который Третьяк увидел в Швеции. Вскоре «маска Третьяка» покорила весь хоккейный мир. Даже в наши дни есть вратари, предпочитающие такую маску.

Авторизируйтесь на сайте, чтобы иметь возможность оставлять комментарии